Разделы сайта



Министерство иностранных дел Республики Абхазия
Официальный сайт МИД ПМР
Официальный сайт Президента Республики Абхазия
Официальный сайт Президента ПМР
Официальный сайт Кабинета Министров Республики Абхазия
Официальный сайт Правительства ПМР
Официальный сайт Парламента Республики Абхазия
Официальный сайт Верховного Совета ПМР
Государственное информационное агентство Республики Абхазия
Информационное агентство 'Новости Приднестровья'
Официальное представительство Республики Южная Осетия в Приднестровской Молдавской Республике


Туристическая карта
АБХАЗИИ



• Главная Вы здесь: Традиции

Дети

В прошлом абхазки старательно пытались скрыть беременность от старших по возрасту. О появлении первых признаков своего нового состояния молодая сообщала свекрови через младших членов семьи или одну из невесток-ровесниц. Беременная должна была носить широкую одежду, поверх платья надевать свободно повязанный фартук. С появлением видимых признаков беременности женщина должна была вести себя скрытно, реже бывать на виду у свекра. В последние месяцы беременности она не навещала своих родителей, не появлялась в общественных местах. Существует также множество предписаний магического характера. При первом шевелении плода нужно было обязательно посмотреть на что-либо красивое. Взгляд на цветущее дерево или красивую гору мог способствовать тому, что жизнь у будущего ребенка будет красивой и цветущей. Не только беременной, но и ее мужу запрещалось убивать змею или какое-либо другое животное. Считалось, что если они нарушат запрет – ребенок родится со шрамом. В период беременности жены муж не должен ходить на охоту. Женщине запрещалось потрошить курицу или любую другую домашнюю птицу. Если она нарушала этот запрет и дотрагивалась грязной рукой до своего тела, это вело к тому, что у ребенка появлялось родимое пятно на аналогичном месте. Считалось, что если беременная покормит лошадь кукурузой или солью из своего передника, то роды начнутся вовремя и пройдут нормально. Если корова оближет беременную женщину во время доения, то у будущего ребенка волосы будут "прилизанными". Существовали разные способы угадывания пола будущего ребенка. Считалось, что если первое шевеление плода происходит с левой стороны, то родится девочка, если с правой – мальчик. Неожиданно беременную просили показать руки. Если она протягивала руки ладонями вниз – родится девочка (руки напоминали крылья, девочка через некоторое время выпорхнет из дома, как птичка, и улетит в другой дом). Если беременная показывала руки ладонями вверх и сжимала при этом пальцы в кулак – родится непременно мальчик. Роды происходили в доме мужа. Обычно женщина рожала, сидя на скамеечке, держась за два конца перекинутой через потолочную балку веревки. Во время родов в доме зажигали огонь, причем поддерживали его до утра – огонь считался очистительной силой. Сразу же после появления ребенка на свет повитуха, слегка обмыв новорожденного водой, пеленала и укладывала его рядом с матерью. Затем она сама купалась и стирала свои вещи. После удачных родов повитуху одаривали полотенцем и мылом, считалось, что в противном случае на том свете повитуха не даст покоя роженице, преследуя за то, что она не дала ей возможности вымыть руки. Самыми опасными днями в послеродовой период считали третий и седьмой день после родов. Дли защиты от злых духов новорожденному мальчику клали под подушку пулю или кинжал, девочке – деньги и отрез на платье. Когда роженица впервые вставала с постели, совершался обряд агылара ("подниматься", "вставать"). Обычно его проводили в четверг, в нем принимали участие только женщины. Обрядовой трапезе предшествовало моление, которое проводила "чистая" (т.е. не способная к деторождению) пожилая женщина. Она брала пустую тарелку и три раза обводила ею вокруг роженицы и ребенка, а затем произносила молитву, в которой просила бога, чтобы все болезни прошли мимо и ребенок рос здоровым. Есть обрядовую пищу имели право только женщины и дети. Считалось, что мужчина, отведавший эту пищу, лишался мужской силы. Новорожденного укладывали в люльку на третий или седьмой день после рождения. Перед тем, как уложить его в люльку, произносили разнообразные пожелания, например: "Чтобы ты светился как солнце, налился как луна". Запрещалось раскачивать пустую колыбель – считалось, что тогда ребенок вырастет беспокойным. Поднимать и переносить колыбель можно было только в одиночку – иначе это ассоциировалось с выносом покойника. С колыбелью обращались осторожно и бережно. Если она была "счастливой", т.е. дети в ней росли здоровыми, то ее передавали по наследству из поколения в поколение. Первые месяцы ребенок постоянно проводил в люльке, лежа на спине в одном и том же неподвижном положении. Существовал торжественный обряд наречения имени. Ребенка не называли именем отцовских и материнских предков. Принималось то имя, которое особенно нравилось старшим в семье, причем согласия матери на это не требовалось. Иногда новорожденному давали имя почетного гостя, зашедшего первым после рождения ребенка. Абхазские матери особо заботились о чистоте детского тела, физическом здоровье и красоте ребенка. Своих малышей, как правило, регулярно купали. Купать ребенка можно было только в определенные дни недели, в случае нарушения считалось, что ребенок будет плохо расти. Нельзя было купать после захода солнца, а также в случае если в соседнем доме находился покойник. Строго следили за тем, чтобы вода не попала в пупок и уши ребенка. Перед началом купания и по его окончании обязательно произносили пожелание: "Чтобы ты рос крепким и здоровым!". Церемония первого прикладывания к груди называлась "открытием рта и смачиванием горла младенца". Считалось, что сразу после рождения кормить новорожденного материнским молоком вредно, оно должно «очиститься», поэтому кормить ребенка в первый раз приглашали соседку. С тех пор семьи этих женщин становились родственными, ибо молочному родству у абхазов придавалось очень большое значение. Вообще абхазы считали, что ребенок вырастал более здоровым и сильным, если питался молоком женщины из другого рода. Грудь женщины у абхазов считалась особо священной. Прикосновение к женской груди могло примирить кровно враждующие стороны, предотвратить кровную месть, установить близкие, даже родственные отношения между врагами. В первое время ребенка укладывали в колыбель голым. Первую рубашку надевали когда ему исполнялось 1-2 месяца. Ее шили из старой сорочки отца, веря в то, что ребенок будет счастливым и больше будет привязан к отцу. У абхазов отношение мужа к жене и родителей к детям характеризовалось большой сдержанностью. Проявлять публично особую заботу или ласку к своему ребенку считалось для мужчины непристойной слабостью. Нравственное воспитание дети проходили как в семье, так и в обществе. Воспитателями выступали не только родители, но и любой взрослый человек, особенно старейшины. Старший, будь он родственник, сосед или чужой человек, имел право сделать замечание детям за любой их проступок. Большая роль отводилась общественному мнению.


Сегодня: 18 апреля, четверг
Тирасполь Сухум Каракас

30 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
в Отечественной Войне
Народа Абхазии
1992-1993 годов

Этот день вошёл
в историю Абхазии,
вошел в идентичность
и самосознание
абхазского народа

как момент торжества
высшей справедливости,

счастливый миг обретения
долгожданной свободы

и независимости.

 


Говорим по-абхазски


Книжная полка





Яндекс.Метрика
© 2012 Официальный сайт Представительства Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике
Адрес: МД 3300, ПМР, Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 76 тел/факс (533) 55564, E-mail: office@abkhazia-pmr.org
Система Orphus. Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter