Культура
Абхазы, издавна живущие на территории Абхазии, создавали свою самобытную культуру. Теплый и мягкий климат, обилие растительных ресурсов определяли жизнь абхазов. Основные их занятия - земледелие и скотоводство, охота, рыбалка, ремесла. Защищаясь от набегов врагов или вступая в войны, абхазы развивали военные навыки, оружейное искусство.
В основе культуры абхазов лежит народный этический кодекс «апсуара», дословно «абхазство». По определению известного абхазского этнолога, профессора Ш. Д. Инал-ипа, «апсуара» – это исторически сложившаяся форма проявления национального самосознания и самоутверждения абхазов, неписаный кодекс народных знаний и ценностей, охватывающий всю систему обычаев, представлений и принципов.
Сказания и легенды абхазов выражают древние представления народа о сотворении мира и роли богов. О жизни и подвигах ста братьев героев-нартов и их матери Сатаней-Гуаши повествует абхазский нартский эпос.
Абхазский язык и литература
Абхазский язык – государственный язык Республики Абхазия – один из древнейших языков мира, вместе с родственными языками (абазинский, адыгейский, черкесский, кабардинский) образует абхазо-адыгскую группу, насчитывающую сегодня несколько миллионов человек.
При формировании общего языка абхазской народности возникали территориальные диалекты, обусловленные феодальным разделением страны.
В 1862 году лингвист-кавказовед П. К. Услар издал грамматику абхазского языка, а также на основе русской графики составил абхазский алфавит. Основоположником абхазской художественной литературы и создателем литературного языка стал Д. И. Гулиа, который в 1913 году издал первую лирическую поэму на абхазском языке.
В советское время активно развивается абхазский литературный язык, происходит формирование языка нации. За сравнительно короткий период лексика литературного языка значительно обогатилась за счет диалектных пополнений, основанных на исконных ресурсах, и интернациональных заимствований.
Со временем сфера использования абхазского литературного языка значительно расширилась, сформировались различные стили – официально-деловой, научный, информационный и особенно язык художественной литературы. Огромную роль в становлении и развитии абхазского литературного языка играет устное поэтическое творчество абхазского народа, а также творческой интеллигенции, особенно писателей, поэтов и драматургов – Дмитрия Гулиа, Самсона Чанба, Иуа Когониа, Баграта Шинкуба, Ивана Папаскири, Алексея Гогуа.
Фольклор, песни, эпос
Национальная культура абхазов богата поэтическим и музыкальным фольклором, народными танцами и музыкой.
Абхазская народная песня представляет собой синтез вокальной мелодии и речитатива. До нынешних дней сохранились песни-реликты, принадлежавшие древнему языческому культу, трудовые и магические песни, сказки, мифы, предания, поговорки и пословицы.
Для абхазского фольклорного пения характерно многоголосье. Песни обычно запевает один из исполнителей с высоким голосом, остальные в импровизационной манере вторят ему на более низких тонах. Интересно, что в музыкальном фольклоре отсутствуют женские песни, за исключением колыбельных и причитаний. Наиболее древние песни относятся к охотничьему и пастушьему фольклору, более поздние песни посвящены конкретным народным героям – Хаджарату Кяхба, Салуману Бгажба и другим. Широко известен цикл песен «О ранении», исполняемых для облегчения участи пострадавших. Колоритны траурные и хороводные песни, свадебный обряд сопровождается театрализованным представлением с танцами и песнями.
Наиболее значительным памятником эпического жанра являются архаические сказания о нартах и герое-богоборце Абраскиле, абхазском Прометее.
Нартский эпос характерен для всей абхазо-адыгской группы народов и осетин. По мнению многих ученых, абхазская версия эпоса – самая архаичная. Эпос повествует о жизни ста братьев и сестры красавицы Гунды, над которыми властвует их мать – мудрая, вечно молодая Сатаней-Гуаша. Центральный герой эпоса – младший брат Сасрыква, повествование о его многочисленных подвигах и составляют основной сюжет эпоса.
Более поздний эпос об Абраскиле основан на мифологических мотивах и повествует о герое Абраскиле, за непоклонение богу прикованном к столбу в самой глубине Отапской пещеры, ныне пещеры Абраскила в Очамчырском районе.
Музыка и танцы
Самобытны и музыкальные инструменты абхазов – струнные, духовые, щипковые и ударные. Наиболее популярные из струнных – апхярца, двухструнный смычковый инструмент с узким веретенообразным корпусом, обычно из древесины ольхи. Аюмаа – угловая арфа с 14 струнами из конского волоса. Ее название переводится как «двуручная», инструмент клали на колено и, перебирая струны обеими руками, извлекали звуки.
Из духовых обычно использовали ачарпын – продольную одноствольную флейту с тремя, реже с шестью отверстиями. Ее делали из травянистого растения борщевика (по-абхазски «ачарпын») и украшали линейным орнаментом. Популярен и абыкь – рожок из коры лапины (мелкого ореха), в головку которого вкладывали пищик – одинарный надрезной язычок. Из стебля тыквы делали акабак хцвы – «кабачковый стержень», род свирели с тремя игровыми отверстиями на стволе.
Ударные инструменты были представлены барабанами и разного вида трещотками, которые использовались и для отпугивания птиц с кукурузных полей. Трещотки – акяпкяп – представляли собой толстую рукоятку, к которой приделывали дрань. При вращении обеими руками получался громкий трескучий звук. Очень популярен барабан – адаул, он нередко служит главным аккомпанементом, особенно в танцах.
Абхазские народные танцы – самый популярный вид искусства. В Абхазии работают несколько профессиональных танцевальных ансамблей, есть детские хореографические студии. В репертуаре ансамблей – фольклорные, обрядовые танцы, танцы ритуального характера с кинжалами и бурками, а также танцы народов Кавказа.
Одежда
Важным элементом материальной культуры абхазов является одежда. Она точно соответствовала роду занятий человека и подразделялась на будничную, праздничную и ритуальную. Наиболее древний и самый распространенный, даже до сегодняшнего дня, вид мужской национальной одежды – черкеска. Под черкеску надевали штаны и рубаху с туго застегивающимся воротом, на ноги – постолы из сыромятной кожи, выходной обувью служили чувяки из сафьяна домашней выделки. Икры ног прикрывали ноговицами или войлочными чулками, колени – наколенниками. Мужчины носили головной убор оригинальной формы – башлык.
Обязательным атрибутом абхазского всадника была бурка (ауапа) – плащ-накидка из косматого войлока. Высоко поднятые плечи бурки придают фигуре всадника величественную осанку.
Женская одежда состояла из нескольких основных частей: платья, длинного или короткого кафтанчика, рубахи, двух нижних юбок, штанов и шапки или косынки. Все платья стягивались в талии поясом, который служил украшением и нередко являлся произведением искусства. Короткий кафтанчик шили из домотканого сукна или бархата, он туго облегал грудь и ниже линии талии был расклешен.
В традиционной народной культуре особым элементом является алабашьа – посох из крепкой древесины с металлическим наконечником и крючком в виде естественного ответвления. Алабашьа служила простейшим оружием, опорой при ходьбе, «трибуной» оратору: если старец вонзил посох в землю и оперся на него, значит, он готов произнести речь.
Абхазский менталитет
Абхазы (самоназвание апсуа) – автохтонное население Кавказа.
В целом, характерная для абхазов система ценностей выражена в понятии апсуара (букв. абхазство). Институт этот можно охарактеризовать как религию, обернувшуюся этикой, которая достаточно строго соблюдается и передается в форме речений, преданий, правил поведения.
Наряду с христианством и мусульманством абхазы сохранили в синкретизме традиционную этническую религию, существующую в древних ритуалах и обрядности. Возможно поэтому здесь высока религиозная терпимость, конфликты на религиозной почве неизвестны.
Традиционно абхазская культура, как и в целом кавказская, – это воинской культурой, с воинским этикетом, высокомилитаризированным бытом. Воинская демократия, свободолюбие и индивидуализм сдерживались коллективистскими ценностями – высокой этикетностью, древними традициями государственности. Опыт существования абхазского народа в тысячелетиях показал, что воинственность и коллективизм оказалиь продуктивной стратегией в сохранении народа на такой благодатной земле. Эти качество и сегодня характерны для абхазского типажа: ответственность перед родом, фамилией, народом; стремление к соблюдению коллективных обязанностей. Выражение «живет для себя» (хыипси х,эа адунеи дыкууп) – считается ругательством.
Традиционная система воспитания предполагает стремление воспитывать детей с минимумом стресса. Маленьких детей стараются не наказывать, на них не кричат, не оказывают грубого нажима, чтобы не навредить внутреннему я будущей личности. Воспитываются внимательность, чуткость, уважительное отношение к человеку, почтение к старшим, чувство долга перед родителями, уважение к общественному мнению. Абхазы считают, что дать воспитание “вырастить человеком” – долг родителей перед обществом.
Основой национального характера абхаза можно считать, с одной стороны, прямоту, неприятие хитрости и коварства в поведении, с другой – обходительность, стремление не задеть чести ни поступком, ни резким словом. Можно сказать, что выражение «Береги свое Я» (Ух хатыр акуца) – как ничто лучше выражает девиз нации.
Абхазы очень, а иногда даже наивно дружелюбны. Так объясняя, например, как найти дорогу, они постараются ответить и на “незаданные” вопросы, считая, что человек просто постеснялся задать их все сразу.
Абхазский традиционализм и в какой-то степени консерватизм легко уживается с терпимостью к чужим культурам. Здесь не требуется соблюдения своих норм чужими. Считая, например, раскованное проявление чувстств невоспитанностью, они тем не менее считают эту норму обязательной только для самих абхазов.