Разделы сайта



Министерство иностранных дел Республики Абхазия
Официальный сайт МИД ПМР
Официальный сайт Президента Республики Абхазия
Официальный сайт Президента ПМР
Официальный сайт Кабинета Министров Республики Абхазия
Официальный сайт Правительства ПМР
Официальный сайт Парламента Республики Абхазия
Официальный сайт Верховного Совета ПМР
Государственное информационное агентство Республики Абхазия
Информационное агентство 'Новости Приднестровья'



• Главная


Дата: 08.04.2018 г.

Соль земле, едкий лютик и День цветения персика: пасхальные обычаи абхазов

Светлое Христово Воскресение – один из древнейших и самых важных христианских праздников отмечается в 2018 году 8 апреля.

 О том, как древние абхазы отмечали Пасху, зачем дарили соль земле и рассыпали в доме едкие лютики, что такое День цветения персика, в интервью радио Sputnik Абхазия рассказал этнолог Валерий Бигуаа.

 Праздником праздников для абхазов назвал Пасху этнолог Валерий Бигуаа.

 "За пятнадцать и семь дней до Пасхи в воскресенье у абхазов проводят обряд "амарчмшы" (абх. – день едкого лютика). Девушки незамужние собирают полевые цветы, чтобы рассыпать в доме.  Расцветающий весной цветок несет в себе положительную энергию", — сказал он.

 По его словам, также за неделю до Пасхи женщины в глубоком молчании и не оглядываясь назад шли в лес собирать лекарственные растения.

 "Разговаривать не разрешалась, и смотрели только вперед. С собой несли соль, там, где выдергивали цветок, сыпали щепотку соли. Что означало: "Земля дарит лекарство, и я дарю тебе соль". Почему соль? Потому что в древности самым ценным она считалась. В Абхазии она не добывалась. Иногда делали из соленной морской воды, но из литра воды получалось только 18 грамм соли. Трудоемкое занятие было. И добывать таким образом, чтобы хватило и людям, и животным, не получалось. Ездили добывать в Керчь. Даже есть устоявшиеся выражения: "Ты ездил за солью?" или "Сними шапку, ты ее на соль купил?", — рассказывает абхазский этнолог.

 Как отмечает Бигуаа, за пятнадцать дней до Пасхи организовывали скачки в селе, кто-то соревновался, кто-то в группе пел песни, где-то танцевали.

 "Так радостно отмечали эти два воскресенья, предшествовавшие Пасхе. В Великий четверг абхазы отмечают "чачхадыл" – праздник земли. В этот день хозяйки готовили разные блюда из фасоли – ачапа и прочее. Птицу или животное не закалывали, потому что их вскормила земля. В этот день пожилая женщина сеяла семена. Считалось, посеянное в день земли, обязательно даст ростки", — заметил Валерий Бигуаа.

 Пасху сегодня отмечают абхазы, как и во всем мире, но раньше, по замечанию этнолога, проведение этого праздник было в свое время.

 "Пасха у древних абхазов была Новым годом. Пасху отмечали в День цветения персика, то есть в день весеннего равноденствия. Как и у многих народов, этот день считался началом Нового года. Все цветет, природа оживает, расцветает всевозможными красками. И только в день Нового года абхазы говорят "Чааныбзиала", то есть встретим с добром и будущий год, когда хлеб дает урожай. Семена черного хлеба сеяли осенью и весной к Пасхе, как раз он созревал.  Следы видим до сих пор. На Пасху пшено в небольшой емкости замачивают женщины и она прорастает.  Термин, который говорят абхазы, поздравляя друг друга с Новым годом, используется также на Пасху "Чааныбзиала", потому что весна была началом нового летоисчисления", — пояснил этнолог.

 По словам Валерия Бигуаа, свое символическое значение имеют и красные яйца, которые красят на Пасху.

 "Яйцо символ плодородия, символизирует мужскую силу. Красные яйца, потому что символизирует тепло солнца, огня, молнии", — сказал он.

 Этнолог отметил, что у древних абхазов были самые важные четыре праздника – дни весеннего и осеннего равноденствий, летнее и зимнее солнцестояние.

 "Эти традиции идут не только с дохристианских времен, но и со времен каменного века, что подтверждает сам абхазский язык.  В словаре есть более тридцати слов, связанных с Пасхой, также есть понятия пасхальное яйцо (абх. — амшапы кутаг,ь), пасхальный козленок (абх. –амшапыдзыс), пасхальный кувшин (абх. – амшапыхапшьа).  Также фразеологизмы: "Мой брат, если бы пришел в день Пасхи, покормила бы…", "Как рассвет дня в Пасху, встречаю с радостью тебя" и так далее. Проливая кровь пасхального козленка на землю,  тем самым отдаешь жертвенный дар для будущего плодородия, урожайности земли", — отметил Валерий Бигуаа.

 В пасхальном кувшине всегда должно было храниться именно красное вино, которое, по словам этнолога, символизирует кровь господа.

"Выпив вино, как бы становишься сильным, подобным ему. Открывал кувшин старший в семье мужчина, глава рода, который, как считалось, стоит между богом и семьей. Когда вскрывал кувшин с вином, произносил молитву, первым вкушал напиток и потом угощал всех членов семьи.  Не напивались, а отпивали немного", — заметил Бигуаа.

Источник: Sputnik Абхазия
Просмотров: 243

Сегодня: 12 декабря, среда
Тирасполь Сухум Каракас

30 СЕНТЯБРЯ 1993 ГОДА

ДЕНЬ ПОБЕДЫ
в Отечественной Войне
Народа Абхазии
1992-1993 годов

Этот день вошёл
в историю Абхазии,
вошел в идентичность
и самосознание
абхазского народа

как момент торжества
высшей справедливости,

счастливый миг обретения
долгожданной свободы

и независимости.

(Смотреть фильм)

Традиции Абхазии

Дети
В прошлом абхазки ст...

Долгожители
Абхазия — уникальная...

Положение женщины
Абхазская поговорка ...


Говорим по-абхазски


Книжная полка


Маршрут в Абхазию из…

Укажите свой город

Яндекс.Метрика
© 2012 Официальный сайт Представительства Республики Абхазия в Приднестровской Молдавской Республике
Адрес: МД 3300, ПМР, Тирасполь, ул. 25 Октября, д. 76 тел/факс (533) 55564, E-mail: office@abkhazia-pmr.org
Система Orphus. Заметили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter